Здравствуйте, друзья. С вами Александр Лузгин. Мы продолжаем говорить о том, какие трудности в принятии решения возникают у ВЧЛов. В первой части статьи я писал о причинах возникновения трудностей при принятии решения. Смотрите 1 часть здесь. В этой части я хочу рассказать вам о фундаментальном подходе к вопросу выбора.
Если вы хотите поработать с этими вопросами глубоко, разобраться в проблемах, которые мешают ВЧЛам выбирать, читайте дальше. Мы сегодня поговорим об этих глубоких, фундаментальных вещах.
Я расскажу вам, что можно сделать в каждом конкретном случае, с каждой проблемой, с каждой глубинной большой причиной, дам достаточно простые инструменты.
Существует четыре аспекта, с которыми важно поработать, если вы хотите глубинно разобраться с проблемой выбора. Сегодня поговорим об этих аспектах.
Перфекционизм — это когда человек, особенно ВЧЛ, хочет сделать все идеально, без сучка, без задоринки и без изъяна. Это частая и распространенная черта у ВЧЛов. Здесь кроется очень большая проблема, потому что когда мы хотим сделать выбор, он тоже должен быть совершенным, идеальным и самым лучшим.
Дополнительные проблемы создает наша добросовестность, мы хотим разобраться в проблеме до конца. Мы очень хотим полностью изучить тему. Но, как я говорил в предыдущем материале, мы очень быстро теряемся в бесчисленном множестве вариантов из-за этого перфекционизма и стремления к идеальности.
Что усиливает наш перфекционизм? Его усиливает гиперчувствительность к критике. К сожалению, мы очень болезненно воспринимаем даже конструктивную критику, когда нам действительно указывают на какие-то реальные недочеты, не желая при этом сделать нам плохо и оскорбить нас. Речь идет о случаях, когда нам действительно хотят помочь.
Бывает, что вы просите обратную связь у другого человека, вы даете ему покритиковать то, что вы сделали. И вы ждете, когда он сделает вам больно, и вам действительно становится больно. А если вы не ждете, то внезапная критика может стать еще больнее.
Это повышенная чувствительность к критике свидетельствует о том, что на самом деле там у нас мины, то есть вам становится обидно, стыдно, может быть зависть и много других эмоций.
Мы рассмотрели гиперчувствительность к чужой критике. А еще существует такое понятие, как самокритика. Мы сами себя критикуем, мы сами к себе предъявляем очень высокие требования, из-за чего нам становится еще сложнее. Эти вещи очень сильно обуславливают наш перфекционизм, они не дают нам выйти за его рамки.
Существует еще одна проблема с точки зрения перфекционизма и выбора — это планирование. Когда мы выбираем варианты, мы не просто выбираем, мы просчитываем, как это реализуется. И более того, не как это будет реализовано в первую неделю запуска нашего действия. Мы можем просчитывать на годы вперед.
Вспомните себя, это действительно смешно. Мы можем над этим посмеяться. И нормальные люди над этим посмеются. Но мы с вами так живем. Я прекрасно вас понимаю. Мы начинаем думать, видеть, планировать.
Мы строим планы на длительный срок, а там тоже получаются разные варианты развития событий. Эти варианты как деревья, на которых много веток и листьев. Они отходят в разные стороны, а мы все это просчитываем. Хуже того, мы не просто просчитываем, мы видим много плохого. Это плохое нас демотивирует, нам становится тяжело, но об этом мы поговорим во втором аспекте.
Что можно делать с перфекционизмом? У нас есть хороший мастер-класс по перфекционизму. Мы там рассказываем, как достаточно быстро с этим разбираться. Под этой статьей мы оставим ссылку.
Я сейчас кратко расскажу, что делать с перфекционизмом, предложу вам решение этой проблемы.
Есть такое правило 80/20, или принцип Паретто. Это когда мы не пытаемся сделать все идеально, а мы пытаемся сделать все на 80%. 80% — это уже достаточно хорошо, но не идеально. Тут важно понимать, что идеальность недостижима. Необходимо понимать, что есть материя, а есть идея. Идеальное — это идея, это то, чего не существует, то, к чему можно стремиться, но никогда не достигнуть.
Жизнь несовершенна, она живая и неидеальная. Идеальная — это мертвая. О мертвом человеке можно говорить только хорошее. Это про идеальность. Важно отказаться от идеальности, и тогда принцип 80/20 — делать все на 80%, потом доделывать все на 80% и забыть или постараться забыть про идеальность — помогает вырваться за рамки перфекционизма. Если этой информации вам недостаточно, посмотрите мастер-класс «Преодоление перфекционизма»
Это означает, что когда мы продумываем действия, строим планы, мы видим очень много плохого. Мы видим гораздо больше плохого. чем обычные люди. Я всегда завидовал своим легкомысленным друзьям, которые как только написали бизнес-план, сразу идут его воплощать. Они буквально вчера все придумали, а сегодня уже делают, во что-то вкладывают деньги, берут взаймы и т.д.
А я, прежде чем что-то начать делать, сажусь, продумываю план, понимаю, что в одном месте 5 вариантов провала, в другом еще 3 варианта потерпеть неудачу, в третьем их 8, а всего их 64. И я понимаю, что для меня не вариант даже начинать.
Для меня это было ужасно сложно, я считал себя тяжелым на подъем человеком, неудачником. Вероятно, у вас тоже есть такое. И самый худший совет, который вам могут в такой ситуации дать — это сказать: “Забей, там разберемся, не думай об этом, относись ко всему проще”. Знаете, почему? Потому что это ведет к легкомыслию.
Я хочу сейчас устроить рефрейминг, используя терминологию НЛП, я хочу, чтобы вы осознали и пересмотрели события своей жизни, и вы увидите, что ваша тенденция видеть плохое эволюционно обоснована. Это очень важно. Именно когда мы можем видеть плохое, у нас появляется возможность это изменить.
Весь прогресс человечества, все, что мы имеем, даже то, что вы сейчас имеете возможность это читать, находясь у себя дома или где-то еще, за тысячи километров от меня, знаете, почему? Потому что люди видят плохое. И обязательно найдется человек, который вам скажет: “Стань легкомысленным, не замечай проблемы” — не слушайте его!
Именно благодаря тому, что человечество видит в каждой ситуации кучу проблем, оно эти проблемы решает. И именно благодаря этому человечество достигло того, чего достигло. Поэтому видеть много плохого — это наше важнейшее свойство. Именно благодаря этому у нас появляется возможность улучшать жизнь, появляется возможность научно-технического и другого прогресса. Это очень важно.
Важно понимать, что процессы научения у млекопитающих происходит через эмоции, потому что эмоции сильно связаны с запоминанием. Поэтому, когда мы с вами получали плохой опыт, опыт неудач, потому что некоторым образом концентрация на негативе связана с нашим предыдущим опытом и неудачными ситуациями, когда у нас что-то не получилось, то мы начинаем искать это больше и больше.
И это сильно связано с нашими эмоциями, потому что мы очень эмоциональны, мы чувствуем сильнее и больше, чем большинство обычных людей, и именно поэтому, к сожалению, мы лучше запоминаем этот негатив и поэтому на нем концентрируемся.
Еще есть один момент — мы с вами заранее готовимся к расстройству и негативу. Мы часто просматриваем самые худшие варианты. Это можно воспринимать как что-то плохое, что нам действительно сильно мешает. Но в реальности такие люди, как мы, очень сильно помогают легкомысленным людям. Легкомысленные люди часто даже не видят те варианты, которые мы предусмотрели еще даже когда все не началось. С одной стороны, это минус, с другой стороны — это плюс.
Итак, этот небольшой блок был посвящен концентрации на негативе, я рассказал, что хорошего в этом есть, эволюционное обоснование этого, про эмоции и о том, что мы заранее готовимся и продумываем самые плохие варианты. Это действительно очень хорошо помогает нам предусмотреть и подстраховаться.
У нас есть секретные способы, как сделать выбор даже без фундаментальной проработки, об этом я расскажу вам в следующей статье.
Если подходить фундаментально, то во-первых, необходимо работать с вашими событиями прошлого, у вас когда-то были заряженные ситуации, в которых вы выбирали что-то или просто делали какое-то действие, и с вами происходило что-то нехорошее. Вы это запомнили, и для вас, можно сказать, это было психологической травмой в большей или меньшей степени.
От этого вам было тяжело и больно. Мы это называем “взорвалась мина”, хотя это может быть не только про мину, это может быть еще про что-то негативное, что с вами происходило. Необходимо посмотреть на эти события, которые у вас были, на ваши неудачи.
Если вы ВЧЛ, то неудач у вас было, скорее всего, много. Точнее, вы ко многим вещам слишком серьезно относились, поэтому вам кажется, что их было много. Хотя на самом деле это спорный вопрос.
Также желательно научиться работать с этим негативом, с травмами, которые мы чаще всего называем психологическими минами. Обида, вина, стыд и зависть — это эмоции, которые возникают, когда у вас что-то не получается. С этим желательно научиться работать, потому что когда вы не знаете, что с этим делать, вы этого боитесь. Когда вы знаете, что с этим делать, вы гораздо меньше этого боитесь. Об этом мы поговорим в следующей статье про страхи.
Еще один рациональный, когнитивный, познавательный, важный момент — что делать с концентрацией на негативе. Здесь очень желательно осознавать вероятности — насколько вероятно, что что-то произойдет.
Когда мы ожидаем боли, нам представляется, что это обязательно случится, оно и только оно. Некоторые люди боятся летать на самолетах, хотя им сложно объяснить, что вероятность разбиться на самолете гораздо ниже, чем разбиться на машине. В каком-то городе даже сообщают при посадке, что самолет приземляется, и сейчас начнется самая опасная часть дороги — это на машине от аэропорта.
Важно понимать реальные вероятности, реалистично смотреть на происходящее, не из своего негативного опыта, не из боли, которая у вас была, а с рациональной точки зрения. Надо действительно рационально взвесить, насколько велика вероятность того, что не получится.
Чаще всего, когда мы задумываемся, мы видим, что на самом деле вероятность того, что получится, намного больше.
Это большая сложность, которая усугубляет нашу проблему выбора. Сюда же я отношу и много учиться. Я прекрасно это знаю, потому что я сам высокочувствительный человек. Я постоянно то ли жалуюсь, то ли хвастаюсь тем, что я потратил более 1,5 млн рублей на обучение, и это не высшее образование, а это разные тренинги, курсы, я не учитываю в этих цифрах высшее образование и аспирантуру.
Мы с вами, к сожалению, очень много думаем и мало делаем. Откуда это берется? Это часто приходит к нам из школы. В школе нас гладят по голове и говорят: ”Молодец, ты все понял”, “Ты понял тему”, “Ты понял, как решать задачу”, “Ты разобрался в вопросе”.
У нас уже наработанные в голове нейронные цепочки, и нам кажется, что если я понял, то мне приятно. Понял-приятно, понял-приятно. И мы стремимся понимать, но к сожалению, когда мы поняли, у нас нет результата, у нас есть понимание, у нас есть приятное ощущение внутри — нас же хвалят за это, мы молодцы, что мы поняли, а результата нет.
Что еще здесь, если мы говорим про школу? В школе нас учили, что у задачи есть одно правильное решение. В жизни очень много решений. Поэтому школа немного уродует нас, она внедряет нам в головы стереотипное мышление, и тогда нам тяжелее.
Еще один важный момент, он будет вам особенно полезен, если вы ведете в интернете какую-либо деятельность, пишете какие-то тексты, посты или что-то еще. У нас из школы есть в голове, что когда мы что-то читаем, мы делаем что-то полезное. С одной стороны, это действительно так, учиться и развиваться — это полезно.
Но некоторым из вас, некоторым из ВЧЛов свойственна одна черта. Я сам был таким же, я очень много читал и мало что писал. Когда я прочитал, я понял. Когда я написал, у меня есть написанный текст, которым я могу поделиться, я что-то создал. Это тоже очень важный момент. А нам кажется, что если я прочитал, я уже занялся чем-то полезным.
Я встречал даже рекомендацию в какой-то книге: “С утра проснитесь и вместо того, чтобы прочитать что-то, напишите что-то, и вы уже тогда создадите что-то”. Написать — это дело, прочитать — это подумать и понять.
О чем еще мы часто думаем?
И это нам очень мешает с точки зрения выбора, потому что когда мы должны выбирать, мы подтягиваем предыдущий опыт, мы находим похожие ситуации, мы вспоминаем свои или чужие мнения, мы подтягиваем это из прошлого.
То есть когда мы делаем, мы получаем результаты, когда мы думаем, мы получаем себе галочку в голове, подтверждение, что я молодец, я хороший, я отличник, условно говоря. И это пошло из школы.
Что с этим можно сделать? Здесь решение важное и фундаментальное — нужно переключать, менять свое мышление и осознавать важность именно действий.
Я надеюсь, я вас замотивировал на совершение действий. Но я хочу, чтобы вы понимали, что это вопрос не одного дня, это вопрос на годы и десятилетия, это вообще способ жизни, осознавать, что ваши действия важны.
У меня много знаний, много образований, я сам пропагандирую, что важно действовать, но иногда бывает, что я сам периодически “скатываюсь” и думаю: “Я сейчас почитаю, а потом…”. Но я вовремя останавливаюсь и говорю себе: “Стоп, нет! Сначала я напишу что-то, а остальное уже вторично”, потому что важно создавать, важно учиться действовать.
Я уже говорил, что нет никакого гения Пушкина, есть произведения Пушкина. Ценность Пушкина не в мыслях, которые у него в голове, а ценность в его произведениях, которые он из головы перенес на бумагу.
Поэтому пожалуйста потихонечку двигайтесь в эту сторону, думайте, осознавайте, свыкайтесь смыслью, что необходимо действовать, необходимо создавать.
Думать тоже очень важно. Я ни в коем случае не призываю вас стать бездумным человеком, который только совершает действия. Ни в коем случае. Важно разумно подходить к вопросу, важно обладать теоретическими знаниями — это все важно и нужно.
Но если у вас есть только это, если вы ничего не создаете, если вы только учитесь, только думаете и только читаете, то ваш результат, к сожалению, равен 0,0. Хотя, в вашей голове, может быть, есть очень крутые фантазии, что вы большой молодец, но, к сожалению, результата такого нет.
Это был третий аспект про то, что много думаем, мало делаем. Решение, надеюсь, вам понятно.
Последний момент, который усиливает и усугубляет проблему выбора — это чувство стыда, а именно, стыд за свою медлительность и нерешительность.
Нам, ВЧЛам, присущи определенные свойства — быть медлительными и нерешительными при принятии решений. Давайте будем честны, у нас это есть. К сожалению, окружающие люди часто говорят нам: “Что же ты такой нерешительный и медлительный, уже давно бы начал делать и сделал бы”.
Нам от этого тяжело, потому что в нашей голове наша культура нам навязывает, что мы должны быть быстрыми и решительными. Я говорил об этом в предыдущей статье. Каждый раз, когда кто-то нам говорит, что нужно быть другим или кто-то говорит: “Давай, прими решение, действуй уже быстрее, что ты тормозишь?”, нам становится стыдно, потому что мы должны быть другими, мы хотим быть другими.
Более того, мы сравниваем себя с другими, мы смотрим на них, мы видим, как они действуют. Я сегодня вначале рассказывал про друзей, как они быстро принимают решения, и им хорошо. А нам становится стыдно, что мы не такие, как они.
К тому же, мы еще и завидуем. У нас тут получается психологическая мина. Появляются стыд, зависть, что мы не должны быть такими, мы должны быстро принимать решения. У нас в голове есть какие-то идеалы. Мы на эти идеалы смотрим и говорим: “Ага, я должен быть вот таким”.
А идеалы эти откуда? Опять же навязаны культурой, произведениями, стереотипами, и всем, что нас окружает. Популярную культуру создали 85% обычных людей. Наши идеалы немного отличаются от их идеалов, потому что мы отличаемся.
Хуже того, здесь получается петля. У нас появляется психологическая мина: нам стыдно, мы завидуем, нам неприятно, нам тяжело. И от этого мы чувствуем эмоционально себя плохо, и от этого мы тормозим еще сильнее, и от этого становимся еще более нерешительными, медлительными, то есть у нас образуется такая петля.
Нам не просто стыдно, и мы делаем. А нам стыдно, нам от этого плохо, поэтому мы будем тормозить еще сильнее. А раз мы еще заторможенные, значит нам еще более стыдно, мы еще хуже других. И получается ужасный замкнутый круг.
Решение заключается в том, о чем я говорил вам в первой статье — это необходимость осознать себя таким, какой вы есть, осознать свои преимущества. Необходимо учиться этим пользоваться, всеми плюсами, о которых я вам сегодня рассказал. Необходимо находить себе применение, потому что вам кажется, что то, что у вас есть — это плохо, потому что вы еще не нашли этого.
Мы не можем оценить что-то как хорошее или плохое в принципе. Оно может быть плохое применительно к чему-то. Если вы найдете правильное применение своим качествам, найдете ту сферу, ту работу, или тех людей, с которыми вы сможете хорошо применить эти свои качества и свойства, тогда вы скажете:
“Моя жизнь наполнена смыслом, это свойство, за которое я себя винил, сравнивал с другими, оно, оказывается, полезно. Вот как я помогаю людям”.
Поэтому очень важно сначала примириться внутри себя, осознать то, о чем мы с вами говорим.
В этом вопросе очень помогает, конечно, если мы говорим про фундаментальный подход, работа по эмоциям — то, что мы делали в сапере, понимание и знание психологических мин, работа с пси-специалистом, обучение на пси-специалиста.
Это очень хорошо помогает прокачаться в эмоциях, потому что стыд за свою неидеальность — это эмоция. И если вы знаете, как с ней работать, то с ней можно достаточно быстро разбираться.
И когда вы отработали кучу этих стыдов, когда вы научились хорошо это делать, тогда на это может уходить 10 минут на один стыд, на тот, который вас всю жизнь мучал. Работа по стыду очень хорошо помогает. По зависти работаем таким же образом.
Работа по эмоциям вообще во всех сферах хороша. И она очень помогает научиться корректировать свои представления, ожидания, это такая когнитивная составляющая в психологической работе, познавательный элемент, который помогает перенастроить свое сознание и мышление. И когда мы это делаем, нам становится намного легче.
И, конечно, старайтесь, учитесь, ищите себе место, где вы можете применять себя, где вы можете применять свои свойства. Есть хорошая точка зрения, я о ней уже говорил в предыдущем материале, что ВЧЛы — это хорошие советники, это люди, которые могут хорошенько подумать, обдумать, все взвесить и дать совет.
Я не говорю, что вам обязательно нужно идти в советники к президенту или в советники к какому-нибудь директору, это не обязательно. Но есть места и сферы применения, в которых это ваше свойство может быть в плюс.
Если вы захотите сделать свой бизнес, то там тоже бывают роли, в которых можно это свойство применять, и это бывает нужно. У меня иногда бывает, что я сажусь и усиленно думаю и анализирую все, и мне это помогает.
Я рассказал вам про четыре момента, которые усугубляют проблему выбора, осложняют ее. Я рассказал вам про фундаментальные подходы.
В следующей статье мы с вами поговорим про страхи, потому что страхи тоже очень важны, они тоже сильно мешают, они тоже сильно нас ограничивают в принятии решений. В следующей статье я вам расскажу подробнее о том, что мы с Олей сейчас готовим тренинг как раз по проблеме выбора. У нас есть технология, с помощью которой можно без фундаментального подхода решать проблему выбора.
То есть фундаментальный подход — это очень полезная вещь, это такие ваши большие направления работы с эмоциями, которые помогут вам ослабить напряжение, давление трудностей со всех сторон. Но у нас для вас будет хитрый проход, тропинка, которая идет в обход всех мин, которая помогает сделать выбор. Я расскажу немного про себя, про то, что у нас было, но это будет в следующей статье.
Спасибо за внимание. С вами был Александр Лузгин, до новых встреч.
ЭТАПЫ ОСОЗНАННОСТИ ВЫСОКОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ: ПУТЬ УСПЕХА ВЧЛа
[Видео] Эмпатия. Как защититься от чужой боли и чужих эмоций
Внутренний компас
У нас вышла новая книга «Психологические мины высокочувствительных людей 2.0»
Как избавиться от раздражительности, нервозности и подавленности
За что не любят ВЧЛов? (часть 4)