ЗА ЧТО Я ЛЮБЛЮ НАУКУ?
⠀
Любопытство — естественное и врожденное качество человека. И с древних времен оно толкало людей познавать тайны природы самыми разными способами. Объяснением устройства мира занимались религия, астрология, различные оккультные направления и мистические философские учения. Со временем некоторые люди в своем исследовании явлений окружающего мира стали всё больше фиксировать, пересчитывать, перепроверять полученные результаты. И постепенно стал зарождаться и развиваться тот способ познания, который сегодня мы называем научным методом.
⠀
Приведу такой пример. Знахари лечили людей разными травами, но не могли объяснить, каким образом это лечение происходит. Ученые же научились выделять непосредственно действующее вещество из растения, которое и влияет на организм человека. Они исследовали, как именно оказывается лечебный эффект, обращали внимание на побочные действия других веществ, содержащихся в растении. То есть ученые всегда стараются докопаться до самой сути явлений.
⠀
Итак, наука базируется на исследованиях с помощью специальных методов. Проводимые эксперименты, при прочих равных условиях, вполне повторяемы и проверяемы. Иными словами, одна группа ученых всегда может проверить данные, полученные другой группой ученых. Подтвердить или опровергнуть результаты ранее проводимых экспериментов, или внести какие-то поправки, обновления. Причем деятели науки могут быть разделены не только географическими границами, но и временными — быть из разных веков и даже тысячелетий.
⠀
В ходе исследований устанавливаются причинно-следственные связи между различными процессами и явлениями. Множество элементов из разных научных отраслей связаны между собой, а знания передаются из поколения в поколение.
Только представьте, если бы родившись каждый человек начинал познавать и изучать мир с нуля, как изучало человечество. Явно одной жизни бы не хватило для этого и никакого развития не было. Все знания тщательно накапливаются, сохраняются, передаются следующим поколениям. И сегодня в той же школе дети имеют возможность за несколько лет изучать то, на что у человечества ушло несколько тысячелетий.
⠀
Научные знания — это грандиозный коллективный труд миллионов людей, как будто бы связанных между собой невидимыми нитями, пронизывающими пространство и время. Наука поражает своей масштабностью и независимостью. Она оперирует фактами и доказательствами.
⠀
Это главные отличия науки от эзотерики или религии. В эзотерических кругах, например, может появиться какой-то человек и объявить, что у него было “откровение”, контакты с “высшим разумом”. И теперь он обладает некими тайными знаниями, которые предназначены только для избранных. Окружающие же должны просто поверить новоявленному Гуру, потому что, естественно, никаких доказательств он предъявить не может.
⠀
Зато он может привести каких-нибудь свидетелей, которые подтверждают его просветление или еще что-то из его учения. Но как раз из научной методологии мы знаем, что некое свидетельство является одним из наименее достоверных доказательств. Как минимум потому, что наши органы чувств или память могут ошибаться, а как максимум — люди просто могут лгать по каким-то своим субъективным причинам.
⠀
Наука же оперирует материальными доказательствами, которые слабо зависят от наших когнитивных искажений и ошибок восприятия.
⠀
Довольно часто в определенную категорию радио- и телепередач приглашают вот таких странноватых просвещенных “учителей” и настоящих ученых, которые отдали науке несколько десятков лет своей жизни, знают до мелочей обсуждаемую тему. В ходе дискуссий знания и мнения этих людей приравниваются. Тут важно понимать, что эзотерик и ученый в своих рассуждениях находятся на разных уровнях доказательной базы. А их дебаты скорее нужны только для шоу.
⠀
Но часто ВЧЛы на своем пути уходят в сторону от науки. На данный момент наука — общепринятая концепция, имеющая главенствующую точку зрения об устройстве мира. Кроме того, нам с детства в голову закладывают стереотипы, правила, установки, какими надо быть и как надо жить. А нам это не очень подходит.
Мы начинаем искать какие-то “тайные знания”, предназначенные только для избранных. Тем более, что это резонирует с нашими особенностями, отличающими нас от окружающих. И поэтому ВЧЛы часто уходят в эзотерику. К сожалению, мы даже становимся высокомерными, начинаем презирать других людей, которым эти особые “секретные знания” недоступны.
Тут важно понимать один момент про нас, ВЧЛов. Мы проходим в своем развитии мировосприятия, как и обычный человек, несколько этапов.. Так на первом этапе активно впитывается вся информация из окружающего мира, без какого-то глобального анализа и понимания закономерностей.
⠀
Далее, в подростковом возрасте приходит понимание, как тебе навязывают какие-то точки зрения, и осознание, что они тебе не подходят. Мы многое начинаем отрицать, идет своеобразный бунт и протест окружающему миру. Как правило, вот в этот период ВЧЛы могут уйти в эзотерику за знаниями только для “”избранных. Так как очень хочется себя чувствовать особенным, лучше других.
⠀
Со временем мы разбираемся в своих внутренних проблемах, уходит внутренний протест. А пытливый ум ВЧЛа, погрузившись в эзотерические учения, не может удовлетвориться тем, что там очень многие вещи не объясняются. Мы ведь очень любим копать вглубь, в самую суть явлений, процессов, проблем.
⠀
В какой-то момент мы четко осознаем, что и с нами, и с миром, и с наукой — всё в порядке. Есть огромное количество знаний, которые можно изучать, но много и неизведанного. И это можно уже назвать таким этапом смирения: я маленький, а мир большой, и его еще познавать и познавать.
⠀
Большие дела не делаются в одиночку. Именно поэтому в наших видео, статьях, программах мы и предлагаем объединяться силами для распространения и популяризации знаний на научной основе. ВЧЛы — прирожденные учителя, просветители. И приложив совместные усилия, пусть идя небольшими шагами, но мы тоже сможем внести свой вклад в развитие общества. Я верю в такую миссию высокочувствительных людей.